Американские исследователи двадцать лет изучали влияние
социального окружения человека на субъективное ощущение счастья и пришли
к выводу, что счастье «заразительно» — те, кого окружают счастливые люди,
тоже начинают чувствовать себя счастливыми.
Авторы наблюдали за 5,000 людьми в возрасте от 21 до 70 лет, принимавшими
участие в большом исследовании сердечно-сосудистых заболеваний, ведущемся
в США с 1948 года. В ходе исследования участники предоставили
информацию о своих социальных связях, и ученые время от времени
проводили анкетирование 13,000 людей, входивших в ближайшее окружение
испытуемых.
В результате исследователи обнаружили, что в «социальных сетях» близких
людей ощущение счастья распространяется от одного к другому. Авторы даже выразили
эту закономерность математической формулой: если близкий друг человека, живущий
в пределах одной мили, становится счастливым, то для второго друга
вероятность также стать счастливым повышается на 25%.
Характер статистических закономерностей, наблюдавшихся на протяжении 20 лет,
показал, что речь шла не просто о том, что счастливые люди выбирали себе
в спутники жизни и в друзья тех, кто тоже счастлив. Напротив — при
сохранении прочных и длительных социальных связей счастливые «заражали»
своим отношением к жизни своих близких, и с течением времени
в данной группе становилось все больше людей, ощущающих счастье.
Эта тенденция действовала в группах близких родственников и друзей,
регулярно общающихся и живущих недалеко друг от друга, но не среди сослуживцев:
авторы сделали вывод, что «рабочая среда гасит распространение эмоциональных
состояний». На больших расстояниях эффект «заражения счастьем» также не
наблюдался.
Авторы делают вывод, что счастье — не просто «дело личного выбора» или
результат жизненного опыта, а социальный феномен.
Результаты исследования обнародованы 4 декабря в British Medical Journal.